6 апреля. Температура утром – 13°, днём – 8°.
Идём по "Косе двух пилотов". Несколько десятилетий назад на этом месте разбился американский самолёт. Погибли двое лётчиков. С тех пор это место отражает в своём названии произошедшую трагедию. Об этом случае я не смог узнать никаких подробностей у местных жителей. Надеюсь по окончании экспедиции откопать что-нибудь в старых газетах или книгах*.
Идти тяжело, по колено проваливаемся в снег. Ветер дует в спину. С каждым днём мне всё труднее вытаскивать велосипед вместе с рюкзаком из сугробов сырого снега. Всё сильнее болит потянутая мышца на спине. Миша при осмотре предупредил, что может быть разрыв мышцы. Такого осложнения я не хочу, и потому изворачиваюсь с велосипедом как могу, чтобы только не напрягать больное место.
Часа через два нервы наши не выдержали, и мы перешли на лёд. Здесь также идти нелегко, но мы уже не первый раз замечаем одну особенность – на море мы чувствуем себя лучше, настроение повышается, ощущается какой-то прилив бодрости, душевного подъёма.
Солнце, как сквозь какую-то пелену, неярко заливает пространство ледяной пустыни. И вдруг – стоп. Механически переставляя ноги, я понял, что где-то "нахватался зайчиков", и плохо вижу. Получил солнечный ожог глаз? В этих краях зимой легко приходит это заболевание. Но со мной происходит что-то не то: ставлю ногу на снег и чувствую, что не достигаю поверхности, проваливаюсь дальше в яму. И тут же спотыкаюсь о близкий выступ, который тоже не заметил. Ощущение такое, что глаза обманывают, ноги не чувствуют поверхность. Неожиданно полетел вниз... Упал вместе с велосипедом и рюкзаком, очень неловко, не успев среагировать. Сразу увидел над собой испуганное лицо Сергея. Трещина оказалась не очень глубокой, Серёжа подал мне руку, помог выбраться. Спина мгновенно вспотела от испуга. Ведь на этом месте могла быть трещина на десятки метров вниз. И что самое страшное, я постоянно смотрел себе под ноги. Нелепое ощущение обмана лишало уверенности. Подошёл Миша, вместе обсудили происходящее. Ребята чувствовали то же самое. Оказалось, что близко над поверхностью повисла плотная белая мгла. Слой её очень тонкий. Смотря вдаль, мы видим как бы хорошо до самого горизонта, но этот же слой скрадывает путь под ногами.
Идём тесной группой, низко наклонив головы и ощупыввая ногами каждый предстоящий шаг.
В это время очень низко над нами пролетели два самолёта. Миша показал рукой вверх и обратился ко мне: "Может, твой знакомый там?" Я тоже подумал о своём старом знакомом – Владлене Крючкине.
Перед выходом из Мыса Шмидта мы услышали в редакции местной газеты сообщение, что на днях в этот посёлок должен прибыть Владлен Крючкин. Он со своей командой решил отправиться на собачьих упряжках через пролив Лонга.
Из-за нашего напряжённого расписания мы не могли позволить себе задержаться, чтобы встретиться со своим собратом-путешественником, моим старым другом. Познакомился я с Владленом во время первого этапа нашей экспедиции по Северу. По командировке от журнала "Вокруг света" Владлен Крючкин снимал о нас фильм. С первых дней мы подружились. До сих пор не перестаю восхищаться мужеством этого человека и его верной любви к Арктике. Несколько лет назад Владлен в альпинистском переходе получил тяжёлую травму позвоночника, Врачи смогли поставить его на ноги, но передвигается он очень медленно. И вот после такой катастрофы он продолжает путешествовать без всяких скидок на инвалидность. Владлена Крючкина знает всё побережье Северного Ледовитого океана.
Когда я отправлялся с ним в экспедицию, представлял: поход наш превратится в оказание помощи инвалиду-кинооператору. Какой же тогда получится фильм и каким будет наш путь? Сказал об этом Владлену. Тот, невозмутимо покуривая трубку, ответил, в каких сложных экспедициях он уже участвовал после этой травмы, и о том, как снимал фильм о подводном мире Ледовитого океана.
Наше знакомство продолжилось, и, хотя на совместном этапе с кинооператором было немало хлопот, это были, к счастью, совсем другие, вызванные творчеством, хлопоты. Владлен оказался фанатиком своего дела и требовал от нас стопроцентного понимания. Я люблю таких людей и, несмотря на разницу лет, мы хорошо понимаем друг друга, и остаёмся друзьями уже десяток лет.
Почти в каждом посёлке ощущаю его присутствие. Ведь Владлен Крючкин участвовал во многих отечественных и международных экспедициях на собачьих упряжках, готовился покорить Северный полюс, осуществил сложные экспедиции по арктическому побережью, В этих краях кто-то с восторгом говорит о нём, кто-то его ругает, кто-то ждёт для совместного путешествия, кто-то готовит собак для него и выполняет другие поручения. То, что отношение к нему на Севере самое разное, совсем не смущает меня, иначе и быть не может, ясно одно, что Крючкин и Север составляют единое целое, и мне всегда приятно услышать о нём, узнать о новых маршрутах, помечтать о встрече. Вот и сейчас, смотря вслед удаляющемуся самолёту, я почти уверен, что мой друг находится там, и надеюсь, что он смог разглядеть три тёмные точки на снегу – он также в курсе моиз намерений, знает наше местонахождение.
В шестнадцать часов мы дошли до избы. Вернее, до двух, но одна почти полностью была завалена снегом. У второй стояли два военных тягача, которые пытались вытащить из снега третий. Оказывается, солдаты с последней машины просидели в этом домике трое суток, ожидая помощь. Сейчас как раз помощь подошла, и военные выезжали в свою часть. Внутри избушки было тепло и, отогревшись, мы решили остаться здесь ночевать, на последних километрах ветер всё усиливался, и рисковать ради двух лишних часов хода мы не стали.
Мы не знали тогда, что просидим в домике ещё двое суток. К ночи поднялась такая метель, что нам казалось, что наша "старушка" не устоит под напором урагана. Ветер не утихал ни днём ни ночью. На маршрут выйти было невозможно, и мы благодарили Бога на наше убежище.
Военные нам рассказали, что в нескольких километрах стоит маяк. Рядом с ним живут геофизики. В последнюю ночь своего пребывания в избушке мы видели его огонь. Приятно, когда узнаёшь, что впереди находятся люди.
Вынужденная остановка пришлась кстати – велосипеды и снаряжение требовали ремонта. Конечно, отсыпались и набирались сил для дальнейшего пути.
_____________________________
* Это случилось в апреле 1929 года. Родоначальник авиации на Аляске полковник Бен Эйельсон по праву считался одним из опытнейших пилотов Америки. Ещё в 1924 году он перевёз по воздуху первую почту из Фэрбенкса в Мак-Грац, триста миль пролетев над Аляской за три часа. С этого времени воздушное сообщение в этих местах стало постоянным. В марте 1927 года он совершил полёт вместе с другим полярным асом Вилкинсом с мыса Барроу на северо-запад. Неожиданная поломка заставила их сесть на лёд восточнее острова Врангель. Одно из открытий этого рейса – измерение глубин Северного Ледовитого океана и определение точки одного из самых глубоких мест океана в 5440 метров.
В апреле 1928 года отважная пара совершила перелёт с мыса Барроу до Шпицбергена.
Эти полёты для Бена Эйельсона были как бы подготовкой к воплощению давней мечты – совершить беспересадочный полёт на свою родину – Норвегию – через Сибирь и Архангельск. И он искал любые возможности, чтобы изучить трассу. Бедствия двух судов в 1929 году – "Ставрополя" и "Нанук", затянутых ледяным дрейфом к мысу Северному, как никогда сблизило полярных лётчиков США и СССР. Наши авиаторы Слепнёв, Фарих, Голышев встречали здесь в Дорбанди, и Эйельсона, и Борланда, Тогда, после работы на берегу океана, они вылетели на Аляску и сделали посадку в Номе. Однако после второго вылета к мысу Северному Эйельсон и Борланд не вернулись, они внезапно исчезли. Делом чести для друзей стал розыск погибших, в нём участвовали сотни людей. Останки были найдены вместе с разбившимся самолётом.
В сентябре 1929 года командир самолёта "Страна Советов" С.А. Шестаков вместе с М. Слепнёвым передал тела погибших лётчиков в Сиэтле старшему командиру Ионгу. Об этой гибели и напоминает название "Коса двух пилотов" - Прим. ред.
Предыдущая глава: Майор Кротов.
Следующая глава: Метель в тундре.
12 НОВОСТЕЙ ВЕЛОСИПЕДИЗМА ПРОШЕДШЕЙ НЕДЕЛИ:
* Егор Ковальчук уже в Бурятии.
* Вело-Брянск закрылся.
* Украинская Вело-Пандемия.
* Проект Вело-Россия — итоги сезона.
* Вело-Москва ласково поприветствовала Вело-Петербург.
* Белгородская Вело-Малина.
* Люди Вело-Безнеса.
* В Краснодаре запланированы Вело-Зоны.
* Вело-Кочки Юрьева-Польского.
* Вело-Революция: Череповец.
* Русский Вело-Виртуозизм.
* Велик на фрезерном станке.
Портал ПАЛОМНИК
Алексей Потупин, чтец, географ и вечный странник, 3 ноября 2020.
До следующей встречи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий