вторник, 23 июня 2020 г.

Глеб Травин - велоэкстремист всех времён и народов . Часть 3 (заключительная).

Итак, впереди Камчатка. Самолёт несёт нас и велосипеды над кромкой СеверногоЛедовитого океана. Оказывается, такая траектория маршрута- самая ближняя из Москвы в Петропавловск-Камчатский. После пограничного контроля высаживаемся НА ОСТРОВ. Так жители Камчатки называют свой полуостров. Здесь мы прикоснулись ещё к одной странице из жизни Глеба Травина...

До начала велопохода пятой категории сложности есть достаточно времени для ознакомления с городом и его достопримечательностями. Для нас достопримечательность номер один - это место, где жил Травин. Оказалось, что дом не сохранился, но удалось встретиться с соседом Травина. Я запамятовал его фамилию, но беседа оказалась полезной. Оказывается, соседи в принципе знали о путешествии Глеба вдоль границ СССР, но не придавали этому никакого значения. Типа - да ладно, пусть поговорит, а почему бы и не присочинить? Точно по поговорке НЕТ ПРОРОКА В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ. В общем, до издания книги подвигу Глеба Травина особенно не придавали значения. После книги зауважали. Когда мы сказали, что именем Травина названо несколько велоклубов, что есть документальный фильм, что все велосипедисты страны его знают, на лице собеседника отразилось удивление и он произнёс:

- Ну надо же! А мы и не думали, что это так серьёзно. Вон он какой человек оказался!

Невероятно, но чтобы о человеке стали почтительно думать, нужно написать книгу, а без неё ты вообще-то хороший парень, и будя.

Потом состоялось посещение местного краеведческого музея, где Травина помнили очень хорошо и где хранится часть документов о его велопутешествии. Сотрудник музея Ирина Васильевна Витер рассказала о житии-бытии Травина на Камчатке, о том, что после дальнего странствия он стал посещать музей и стараться хоть как-то пополнить его своими материалами.

Третье посещение было в местный, тогда областной, клуб туристов. Мы познакомились с ребятами, узнали историю о том, как местный велосипедист-одиночка первым среди всех велотуристов страны проехал вдоль всей Камчатки - главной реки полуострова и это было похоже на фантастику. А потом Камчатку посетил известный велосипедист из Москвы Георгий Гончаров, а наша харьковская группа - третья.

Пройдёт совсем немного времени и клуб туристов Камчатки станет носить имя Глеба Травина, а его юношеская велотуристкая команда прилетит на 5-й слёт юных велотуристов СССР и первую международную встречу юных велотуристов социалистических стран в Лозовую.

Случилось это событие летом 1989 года. Тот слёт оставил неизгладимое впечатление на местных травинцев. Сколько сил они приложили, чтобы организовать этот по своему исторический слёт. Представьте себе, что это было за время. Советский Союз распадался на глазах, всё трещало по швам, время содружества стран Варшавского Договора кончалось, уже шла война в Нагорном Карабахе, где столкнулись армяне и азербайджанцы. А клуб имени Травина рассылал по всему миру приглашения: в Китай, Вьетнам, Лаос, на Кубу во все соц. страны Европы. И, естественно, во все уголки ещё такой большой СТРАНЫ. К нашему удивлению, многие откликнулись. Лаос прислал уведомление, что если Советский Союз оплатит команду ребят из Лаоса, то она обязательно прилетит.

Тут в городишке началась нервотрёпка, а в среде местной власти и горкома компартии небольшая паника. Как же, приедут иностранцы! В общем город был поднят на уши и ежедневно у мэра собирались производственные совещания по подготовке к слёту велотуристов. Ох, какими же недобрыми словами поминали меня многие руководители предприятий и городских структур, как руководителя клуба! Свободных денег в то время уже не было, поэтому пришлось раскошеливаться кто чем мог. К поляне слёта от ближайшего села ставили столбы и тянули линию электропередачи, срочно на маленьком озерце был организован пляж, ставший лучшим во всей окрестности, самосвалами возили песок, были сварены раздевалки и прямо на пляжике раскрашивались по международным образцам из иностранных журналов, санстанция что-то дезинфицировала и приводила территорию в соответствие с санитарными нормами, были установлены навесы для заседаний оргкомитета и судейской коллегии, местный Дворец культуры готовил умопомрачительную культурную программу, турбюро заказало "икарусы" для вывоза иностранцев на экскурсии во все ближайшие областные города, вычислительный центр кузнечно-механического завода готовил программу для экспресс-обработки информации по итогам ежедневных соревнований. Лозовая - городишка степной, дров там днём с огнём не сыщешь, поэтому местная лесопилка прислала специально напиленные брусья для костров, это несколько автомашин и тракторов с прицепами. Городской общепит получил задание каждое утро являть на слёт самых красивых девушек в крахмальных передниках для того, чтобы они шли по палаткам и предлагали всё лучшее, что есть в городе съестного для гостей. И т.д. и т.п. Жуть!!! Я уж не говорю о проблемах воды и канализации.

Прилетать на слёт команды стали на два дня раньше официального срока открытия. Меня ночью власть вытащила из постели и отвезла В ТУ СТЕПЬ. Мол, получай и свою долю СЛАДОСТЕЙ. Боже ж ты мой! Откуда только не прибывали юные велотуристы-школьники! Своим ходом и с помощью транспорта ехала вся СТРАНА. Петропавловск-Камчатский и Сибирь, Средняя Азия и Казахстан, уже почти отделившиеся Прибалтийские республики и Закавказье (даже Нагорный Карабах прислал команду - ну кто мог подумать, что ОТТУДА и ТАМ ЕСТЬ ВЕЛОТУРИЗМ!!!), Мурманск и Белоруссия, вся европейская часть СССР. А тут подоспели и друзья из соц. стран Европы - Польши (Жешув) и ГДР (во главе с госпожей Марианной фон Либен из Магдебурга). Где-то по пути уже на Украине застряла команда из Словакии во главе с нашим давнишним другом Йозефом Хованцем из Бардейова, а вот ребята их чешских Карловых Вар, руководимые Ярославом Бубликом (желавшие, чтобы и их велоклуб носил имя Травина и писавшие о том, что хотят объединиться с клубом велотуристов имени Травина из Лозовой в Международный Травинский Велоклуб) так и не смогли пробить недружелюбия своих органов власти к стране Советов.

КГБ сразу поставил свою незаметную палатку и принялся за работу, контроль был тотальный. В том числе была разборка о незаконной реализации туристских сувениров, но об этом знал только небольшой круг лиц.

Слёт прошёл фантастически хорошо. Для ребят из Туркмении было чем-то необычным колесить велофигурки под проливным дождём! На слёт был приглашён и приехал Александр Харитановский, его обухаживала местная власть в лице второго секретаря горкома партии.

В первый же день был официально открыт музей истории велосипедного туризма в помещении велоклуба имени Травина. ООООоо! Сколько же сил и бессонных ночей пришлось нам положить, чтобы из простого полуподвала превратить его в действительно музейное помещение. Целый год клуб и музей приобретали достойный и современный вид. Ежедневно велись работы по 10-12 часов. Целый год! Харитановский сказал приветственное слово и прослезился. И только мои ребята знали, что строительные работы закончились за 15 минут до открытия музея, поэтому красочкой слегка попахивало.

Колоссальнейшее напряжение продолжалось все четыре дня работы слёта. До сих пор не могу вспомнить, спал ли я или нет? Точно помню, что кормили из ложки, бегая за мной следом. В последний день прямо на поляну слёта принесли пачку клубной почты. В одном из пакетов кинорежиссёр из Москвы Владлен Крючкин извинялся, что не смог вырваться и прислал копию паспорта-регистратора Глеба Травина (сам регистратор - в музее Пскова, а в Лозовой таким образом оказалась его единственная копия) и несколько фотографий Глеба Травина (на фото ниже).

После закрытия слёта участники уезжали, увозя во все уголки страны клубные сувениры, оттиски печатей, специально изготовленных для слёта и адреса многих новых друзей. Здесь же все получили значки клуба, ставшие уже коллекционной редкостью, о чём нам сообщил из Москвы известный коллекционер Михаил Азарх. Из Ленинграда прислал для музея свои материалы Адольф Данилович Шугал и многие известные велопутешественники из разных городов и республик, в том числе ставший большим другом нашего клуба Павел Конюхов.

И уже по впечатлениям от слёта наш клуб решил организовать АЛЛЕЮ ВЕЛОПУТЕШЕСТВЕННИКОВ, проходящую через весь Лозовской район как раз по той дороге, по которой ехал Глеб Травин. Именно ею интересовался недавно Павел Протопопов из Волгограда. И многое в этом направлении было сделано, пока я находился в Лозовой. В мастерских местного профтехучилища был сварен и установлен на въезде в Лозовской район со стороны Павлограда стенд, посвящённый велопутешествию Глеба Травина, а от него через каждый километр памятные столбы, стилизованные под верстовые и с раскраской под пограничные, что должно было говорить о путешествии Глеба Травина вдоль границ СССР. Сейчас, кажется, местные жители несколько столбов выдернули для своих хозяйственных целей, а вот стенд стоит. Вся дорога от этого стенда до Лозовой постоянно контролировалась травинцами, вдоль неё высаживались ростки и закапывались в землю косточки плодовых деревьев, устраивались соревнования и частенько группы отправлялись в походы.

Так было. А вот будет ли ВЕЛОМИР и дальше чтить память Глеба Травина зависит от каждого из нас. Мы можем просто прочитать интересную информацию, а потом забыть. Навсегда. Не будем помнить - и нас никто не вспомнит добрым тихим словом.

А можем поступить по другому. Как? Это решать только вам, друзья и решать по своему.

МЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ РОДСТВО, ПОМНИТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ И ИЗ ЧЕГО МЫ ВЫШЛИ И РОДИЛИСЬ. У НАС ЕСТЬ, КОГО И ЧТО ПОМНИТЬ, У НАС ОЧЕНЬ БОГАТАЯ ВЕЛОИСТОРИЯ.



* ЧАСТЬ 2.
* ВЕЛОСИПЕДИЗМ (МЕМОРИАЛ ГЛЕБА ТРАВИНА)

______________________________

ВЕЛОНОВОСТИ 23 ИЮНЯ 2020:

* Сиартовали предзаказы на ESO Bike — стальной велосипед без цепи
* В Саратове полицейские велопатрули за два месяца раскрыли семь преступлений
* Велосипедисты из Башкирии и Подмосковья протестировали доступность велотроп Южного Урала
* Тур де Франс в Украине: в Украине запускают велосипедные соревнования
* Музей велосипедного дела в России: адрес неизвестен
* «Астана» примет участие в «Вуэльте Бургоса»
* В электричке Омск - Татарская можно будет бесплатно возить велосипеды

* ТУР САРДИНИИ-2020 ?
В то время как многие гонки должны были быть отменены в этом году в связи с пандемией Короны, итальянцы настойчиво продвигают идею о проведении в этом году гонки Джиро Сардинии. Последний раз она проводилась в 2011 году. Как сообщает итальянская Gazzetta dello Sport, Тур по острову Средиземного моря должен начаться 28 октября, через три дня после финала Джиро д’Италии, и завершиться 1 ноября. В гонке будет пять этапов протяжённостью от 120 до 160 километров каждый. Приглашения планируется отправить в адреса 16-18 команд от уровня WorldTour до континентального. Ожидается только официальное согласие Всемирной велосипедной ассоциации UCI. (по сообщению radsport-news.com)


ДО СЛЕДУЮЩЕГО!
Алексей Потупин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий